Сборник научных статей №1

Роль самостоятельной работы при изучении английского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста Технология комплексной экспертизы качества контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Моделирование проектной деятельности как средство повышения эффективности решения производственных задач в процессе подготовки профессиональных кадров
Аутокомпетентность педагога - структурная составляющая модели повышения профессионально-педагогической квалификации Совершенствование системы обработки путевых листов в ООО "Муравленковская транспортная компания" Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания Модульно-блочная система обучения
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции Арт-терапия в групповой работе с обучающимися Система работы по развитию ассертивных качеств физически, психически и нравственно здоровой личности Студенческое самоуправление, его роль в организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования
Интегрированные уроки как средство повышения учебной мотивации Значение социального партнерства в реализации ФГОС СПО Создание образовательного портала в колледже Аспекты развития творческой активности самостоятельной работы студентов
Основные характеристики динамичности современного наукоёмкого производства нефтегазовой отрасли Аксиологическая составляющая обучения при организации самостоятельной работы студентов Особенности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов Тьюторское сопровождение как одна из форм обучения в системе высшего профессионального образования
Прототип лингвокультурного концепта "Свобода" Развитие научно-технического творчества молодежи как средство подготовки высококлассных специалистов в колледже Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества профессионального образования Инновационные технологии в реализации проекта «Электронный колледж»

Блогеры

Ирина Дралюк
"преподаватель дисциплин гуманитарного профиля, к.п..."
Наталья Олифиренко
"преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноя..."
Елена Ярвилянина
"зав. отделением «По подготовке рабочих и служащих»..."
Ольга Полетаева
"к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, ф..."
Лидия Наумова
"преподаватель истории и обществознания, филиал ГБО..."
Ирина Маркина
"преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравл..."
Адэль Ибрагимова
"педагог-психолог, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленко..."
Ольга Кучина
"заведующая отделом воспитательной работы, филиал Г..."
Лидия Ковб
"методист,филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский мно..."
Алёна Туголукова
"преподаватель, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Козлов
1 post(s)
"д.п.н., профессор, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Семенова
1 post(s)
"старший преподаватель кафедры ОГиСЭД, Ноябрьский г..."
Соловьева
1 post(s)
"кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафед..."
Лариса Мезенцева
"к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Лилия Пашковская
"и.о. зам.директора по учебно-методической работе, ..."
Оксана Кириллова
"кандидат филологический наук, старший преподавател..."
Алексей Шелякин
"Алексей Шелякин не оставил информации о себе"
Галина Шарова
"Галина Шарова не оставил информации о себе"
Виталий Яровенко
"заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по пр..."

Популярные статьи

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Гу
Rate this blog entry
с 28 февраля по 4 марта 2007 г. в составе российской делегации от Ямала мне посчастливилось побывать на семинаре „Система подготовки кадров и перспект
Rate this blog entry
Шелякин А.С., директор фил. ТюмГНГУ в г.Муравленко, канд. техн. наук, доцент кафедры ЭОМ Института транспорта   Жизнь современного общества немысл
Rate this blog entry
Овчинникова И.В., преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО "Ноябрьский колледжпрофессиональных и информационных технологий" ЯНАО   В соответствии
Rate this blog entry
  Пашковская Л.А., старший методист, канд. пед. наук ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, e-mail: PLA75
Rate this blog entry
Маркина Ирина Викторовна, преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО  
Rate this blog entry
0 голосов
   Яровенко В.А., заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н., vitalij.yarovenko@gmail.com   В статье предс
Rate this blog entry

Комментарии к блогам

No comments yet.

Блоги

Блоги сайта на разные темы. Создавайте, комментируйте, критикуйте.

Аутокомпетентность педагога - структурная составляющая модели повышения профессионально-педагогической квалификации

Автор Ольга Полетаева
Ольга Полетаева
к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, филиал ГОУ ВПО ТюмГНГУ
Пользователь не на сайте
Пятница, 17 Январь 2014 в Сборник научных статей №1

Полетаева Ольга Витальевна, к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, филиал ГОУ ВПО ТюмГНГУ

 

Компетентностный подход в образовании должны обеспечивать сегодня специалисты не только имеющие высокую профессионально-педагогическую квалификацию, но, прежде всего, специалисты с высоким уровнем аутокомпетентности.


Э.Ф.Зеер рассматривает аутокомпетентность как один из основных компонентов профессиональной компетентности специалиста и дает понятие: «аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально- профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций» [1,с.53].


С позиции социальной психологии тактики взаимодействия с людьми, аутокомпетентность, в т.ч. технологии преодоления профессиональных деструкций - есть результат социализации специалиста. Активную роль в пространстве социализации педагога можно отвести 4 факторам:
a) внешние факторы, определяющие социальный, экономический статус педагога, в т.ч. внутренняя политика государства, социальный заказ на образовательные услуги, реформы, модернизация системы образования;
b) профессиональная среда образовательного учреждения, в т.ч. организационная культура, корпоративные отношения;
c) взаимодействие с субъектами образовательного процесса: учащимися, родителями;
d) семья, как субъективно значимый фактор.

 

Каждый из перечисленных факторов постоянно влияет на формирование социально и профессионально важных характеристик педагогов. Изменения внутреннего содержания факторов, связанные с динамичными процессами общества, и вновь возникающими требованиями социума к данному специалисту, влекут за собой изменения обретаемых в процессе социализации педагога характеристик.


Однако, диалектический переход количества в качество, - закон, который должен обеспечить новые качественные характеристики личности в пространстве социализации, в данном случае «спотыкается» о личностные деформации – деструктивные изменения личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. Аутокомпетентность не развивается, либо развивается искаженно, дает неадекватные представления о необходимости профессионального развития. Лучшая, но незначительная часть педагогов имеют развитую аутокомпетентность, в ее основании - личностные типологические особенности педагогов – рефлексия и сенситивность.


Абсолютное большинство педагогов (более 80%) имеют неадекватное представление о своих социально – профессиональных характеристиках, не владеют технологиями преодоления профессиональных деструкций. Крайними проявлениями неконструктивных отношений учащихся и педагога с неразвитой аутокомпетентностью является неспособность последнего управлять собственным эмоциональным состоянием. На смену крику (гуманная педагогика не позволяет повышать голос!), сегодня во время урока можно увидеть плач, выражающий бессилие, неспособность педагога управлять группой учащихся. Уместно обратиться к народной мудрости, которая гласит: «Кто сам собой не управит, тот и других не наставит!» (русская народная пословица). Ожидать от таких педагогов эффективной работы, продуктивного исполнения обязанностей, соответствия морально-нравственным критериям затруднительно.


Если выделить предмет затруднений педагогов в каждом факторе социализации педагога (a, b, c, d), то выделенные аспекты можно рассматривать как заказ или структуру модели повышения профессионально-педагогической квалификации.


Фактор a). Внешние факторы, в т.ч. реформирование, модернизация системы образования и пр.


Предмет затруднений педагогов по данному фактору широко представлен в диссертационных исследованиях последних 18- 20 лет. Суть затруднений многие ученые видят в отсутствии специальных компетенций педагогов для работы в инновационном режиме. Разработаны курсы лекций, уровневые шкалы, позволяющие оценивать становление профессионально- педагогической квалификации в условиях инноваций.


Но становится очевидным, что предметом затруднений педагогов относительно данного фактора является не столько отсутствие или недостаточная сформированность определенных психических процессов, способностей (амплификация позволяет развить личностные способности любому человеку). Предметом с затруднений становится сама педагогическая деятельность «обремененная» бесконечной чередой новаций. Реформы школы, пришедшие к нам однажды, привели всю систему образования к бифуркации (критическая точка последовательного линейного развития), да там ее и оставили. Эти годы (18-20 лет) стали испытанием на прочность. Многообразие видов деятельности, реализуемых педагогами и учителями в образовательных учреждениях разного уровня, дает основание отнести эту категорию профессионалов к группе риска в отношении психологического здоровья. Поэтому основным предметом затруднений педагогов в условиях реформирования и модернизации системы образования следует считать овладение здоровьесберегающими технологиями, техниками, обеспечивающими профессиональное долголетие педагогов.


Фактор b. Профессиональная среда образовательного учреждения, в т.ч. организационная культура, корпоративные отношения.


Модные для менеджеров понятия «организационная культура», «менеджмент», «корпоративные отношения» вызывают трудности в интерпретации понятий у самой передовой части нашего общества – педагогов. Педагогам следует говорить о вызовах современного мира к характеру организации (в т.ч. образовательному учреждению как социальной организации). Не просто говорить о миссии, но коллегиально ее формулировать относительно собственного образовательного учреждения. Организационный климат обеспечивать не «сверху», а через индивидуальный уровень поведения, доводя степень значимости последнего до уровня осознанности и экстериоризации со стороны каждого педагога. В этом случае профессиональная среда образовательного учреждения (жесткая, тревожная сегодня) будет эволюционировать в благоприятную, сохраняющую, прежде всего, здоровье профессионала, а затем, обеспечивающую рост профессионально-педагогической квалификации.


Этика делового поведения должна стать серьезной составляющей данного раздела. Маркером времени становится отсутствие у педагогов этики и культуры поведения в отношениях как «по вертикали», так и «по горизонтали». Менеджмент, риторика, ораторское искусство, и просто русский язык – должны занять в структуре модели повышения профессионально-педагогической квалификации почетное место!


Фактор c. Взаимодействие с субъектами образовательного процесса: учащимися, родителями.


Современные педагоги имеют дело с качественно новой категорией обучающихся:

      • несформированные общечеловеческие ценности обучающихся;
      • новые конструкты: индивидуализм, эгоцентризм, ожидания социального и материального благополучия без адекватных вложений и пр. (традиционно обществом неодобряемые), как результат социализации в условиях постиндустриального общества;
      • техническая осведомленность, компетентность в сочетании с низким уровнем коммуникативной компетентности, как результат – неэффективные тактики взаимодействий с окружающими;
      • социальный заказ на подготовку к поступлению в ВУЗы, объективно не обеспеченный базовыми, реальными знаниями по предметам у 60% обучающихся;
      • многонациональный состав ученических (студенческих) групп, где русский язык и культура отношений не являются родными для 40-70% обучающихся.


Современные педагоги имеют дело с качественно иной категорией родителей:

      • несформированные общечеловеческие ценности родителей;
      • отсутствие достаточного уровня психолого-педагогических знаний для полноценного функционального обеспечения семейного воспитания;
      • отсутствие мотивации к основной функции родителей - воспитанию;
      • утрата значимости и авторитета учителя у части родителей;
      • утрата статуса учителя в связи с высоким статусом (образовательным, социальным, материальным) родителей.


В пространстве перечисленных особенностей субъектов образовательного процесса можно выделить предметную область затруднений педагога. Ответы на вопрос как? реализовывать педагогическую деятельность с учетом выделенных особенностей можно найти в философии, социологии, социальной и возрастной психологии, андрагогике. При этом, интеграция программы повышения профессионально-педагогической квалификации ориентированная на конкретную предметную область затруднений педагогов, должна отвечать принципу развития компетенций (недостаточно знать, нужно уметь!).


Фактор d. Семья как субъективно значимый фактор.


Один из самых сложных в связи с многообразием фактор, и, вместе с тем, редко благополучный.


Правилом в семьях, где есть педагог, становится то, что основным «добытчиком» является женщина. Постепенно на смену утраченной фемининности приходит маскулинность. Идентификация себя с полом затрудняется еще быстрее в неполных семьях, семьях, где в результате авторитаризма (так свойственного педагогам!) «вторая половина» утрачивает самостоятельность в принятии решении, не проявляет инициатив, не пытается оспаривать спорное. Таким образом, состояние психологического неблагополучия педагогов формируется еще в недрах их собственной семьи. Говорить о предпосылках формирования аутокомпетентности в процессе социализации под воздействием данного фактора также не приходится. Психология семьи – является предметом затруднений педагогов.


Таким образом, следуя формуле: «Предмет затруднений педагогов = заказ/ структура модели повышения профессионально-педагогической квалификации», получаем искомую структуру. В нее входят разделы:

      • Раздел I. Здоровьесберегающие технологии, техники обеспечения профессионального долголетия педагогов.
      • Раздел II. Менеджмент. Риторика. Русский язык.
      • Раздел III.Отдельные вопросы философии, социологии, социальной и возрастной психологии, андрогогики.
      • Раздел IV. Психология семьи.


И.О Котлярова указывает, что возможности повышения профессионально-педагогической квалификации в системе дополнительного образования ограничены. Глубоко разделяем точку зрения профессора о том, что повышение профессионально-педагогической квалификации должно носить личностно-ориентированный характер. Инвестиции в развитие персонала во всех отраслях относят к ряду экономически оправданных, эффективных. Экономически оправданным будет введение в образовательные учреждения штатной должности специалиста по развитию персонала. Специалиста, который будет владеть методами выявления затруднений педагогов, который сможет консультировать и, совместно с педагогом, определять оптимальный вариант повышения квалификации, который, владея хотя бы частью средств, сам сможет обеспечивать развитие аутокомпетентности педагогов.


Значимость участия педагога в формировании сознания населения трудно переоценить. Сенситивность подросткового возраста для развития самосознания совпадает с годами обучения в школе, где основную роль в закладке мировоззренческих позиций подрастающего человека, безусловно, выполняет школьный учитель. Юношеский возраст, связанный с дальнейшим развитием и оформлением мировоззренческих позиций, совпадает с годами обучения в колледжах, университетах, где авторитетной и субъективно значимой для студента является личность преподавателя – специалиста, профессионала. Педагоги влияют на формирование общественного мнения самой массовой части общества – родителей. Несмотря на утрату социального статуса профессии, педагоги остаются авторитетными для большинства родителей воспитанников ДОУ, учащихся школ и студентов. От того, насколько будут удовлетворены педагоги своей профессиональной деятельностью, своим социальным статусом, как будет обеспечиваться их профессиональное развитие будет формироваться мнение общества о собственном благополучии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Зеер Э.Ф.Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.- 2-у изд..- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.-336с.
  2. Котлярова И.О.Инновационные системы повышения квалификации: монография/ И.О.Котлярова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. Агенство по образованию, Юж.-Урал. Гос ун-т, Кафедра педагогики проф. Образования.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. -318с.
  3. Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала.- СПб.: Речь, 2006.-400с.
Рейтинг
0 голосов
к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, филиал ГОУ ВПО ТюмГНГУ

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, сначала войдите, пожалуйста