Блоги сайта на разные темы. Создавайте, комментируйте, критикуйте.
Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО
Гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения всегда являлось одной из важнейших задач преподавателя истории и обществознания. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, для формирования активной гражданской позиции, осознания своего места в обществе.
Это неустанная работа по воспитанию у подростков гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Очень важно научить подростков критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. И гуманистическое воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма, гражданственности.
У России многовековая история, наполненная примерами патриотизма русского народа. На этих примерах выросли сотни поколений. Патриотизм и гражданственность, ярко выраженные в нашей стране, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы России. На протяжении трех последних столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития. Именно патриотизм и гражданственность россиян является основой определения национальных целей и приоритетов России.
Любой преподаватель понимает, что воспитать достойного гражданина Отечества без знания своей истории невозможно. Ведь прошлое нам дано для будущего, и как знать, может падение России, было бы менее болезненным, если бы люди лучше знали и помнили свою историю.
История – это могучая и вечно живая сила, творящая патриота и гражданина. Познавая идею Родины, настоящий человек будет постоянно испытывать тревогу об ее нынешнем и будущем. Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций, переживать самые сложные периоды своей истории. Уроки прошлого призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждает в них чувство сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.
У многих людей сегодня потеряны ориентиры, утрачено чувство любви к Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству, нет, и не может быть любви к Человечеству».
Основополагающей темой для воспитания патриотизма на уроках истории, считают многие преподаватели истории, являются события, связанные с Куликовской битвой. Можно взять гораздо более ранние события. Например, рассказать о том, как в 12 веке в Киево-Печерском монастыре жил да был монах Нестор. Что подвигло его задуматься над вопросом: Откуда есть пошла русская земля? Почему Нестор начать писать летопись? О чем заботился летописец? Совершенно очевидно то, что заботился он о том, чтобы страницы истории не канули в лету, о том, чтобы последующие поколения знали свои корни, как формировалось российская государственность, как появлялись первые города, первые храмы, какой вклад внесли первые русские князья, и какую роль сыграли они в создании и укреплении государства Русь.
Очень важными являются темы отечественной истории «Первые русские князья», особенно тема «Княгиня Ольга». Известно, что Ольга, первоначально была язычницей, достаточно жестокой и вероломной. Один факт того, как она отомстила древлянам за смерть своего мужа Игоря, свидетельствует о силе ее характера и воле. Ольга одна из первых приняла крещение, убежденная язычница, но очень умная и дальновидная правительница, она понимала, что христианство приобщит Русь к новой европейской цивилизации. Она понимала, что новая религия спасет Русь от развала, поднимет ее культуру, престиж на мировой арене, наконец, укрепит страну. К тому же Ольга понимала то, что именно христианские заповеди, обращенные к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, но при условии, что человек на земле будет праведным: справедливым, гуманным, терпимым к людям. Именно Ольга заложила основы христианства на Руси, а князь Владимир крестил ее.
В теме «Первые русские князья» нельзя обойтись без изучения «Поучения Владимира Мономаха своим детям». В красках рассказывает Владимир своим сыновьям историю служения своего Руси, просит быть едиными и помнить о том, что они дети одного отца и одной матери. Во всем этом произведении чувствуется страх и боль за землю русскую. Находит Владимир и слова для своих сыновей и просит не проходить мимо беды людской. Убеждает сыновей подавать нищему, помогать убогому и больному. С удовольствием учащиеся отвечают на поставленные вопросы и находят, что Поучение современно и актуально и сегодня. Оно проповедует идеалы доброты, милосердия, сострадания.
Основополагающей темой для воспитания патриотизма на уроке отечественной истории являются события, связанные с Куликовской битвой. Анализ исторических предпосылок и условий, важных факторов проявления героизма народных масс дает возможность акцентировать внимание учащихся на следующих позициях:
При изучении данного исторического периода возможна и необходима работа не только с учебником истории, но и художественной литературой, например повестью Ивана Сукневича «Битва на поле Куликовом». Как правило, при изучении темы учащиеся получают дополнительные задания – рефераты, сообщения, делают краткие сообщения по характеристике исторических деятелей. Стараюсь как можно больше учащихся вовлечь в самостоятельную работу, пытаюсь каждому учащемуся дать индивидуальное задание. В данном материале обязательно делаю акцент на личности - Дмитрия Донского, воеводы Дмитрия Боброка, Дмитрия Радонежского, благословившего русскую рать на бой, воина Пересвета, поразившего накануне великой сечи ордынца Челубея. Все это позволяет раскрыть одну из сложных и интересных страниц истории Отечества 14 века. Не удивительно, что учащиеся сами делают вывод о том, что наказ Ивана Калиты своим детям и внукам: «Да свеча бы не угасла» - своевременно звучит и в наши дни. Большое значение при изучении таких тем имеет эмоциональность, можно использовать целый комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей с другими гуманитарными предметами – литературой, музыкой, мировой художественной культурой.
В теме «Россия на рубеже 16-17 веков» урок на тему «Смута в Российском государстве» посвящен трагическим событиям Смутного времени начала 17 века. Кризис общества в государстве, Россия на краю гибели, потери независимости, появление самозванства на Руси – эти проблемы являются довольно сложными для учащихся профессионального училища. Поэтому при подготовке к данной теме важна тщательная подготовка к урокам, проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учащихся к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского, изгнания захватчиков.
Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознавать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками. В данной теме обязательно следует использовать героический поступок костромского крестьянина Ивана Сусанина, который ценой своей жизни спас первого царя из династии Романовых Михаила, обращаюсь к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Яркий рассказ преподавателя о событиях, эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается записью оперы Глинки «Иван Сусанин» – арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором «Славься» и звоном колоколов.
Роль преподавателя в данной теме – помочь учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом стоит выбор: либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества. Подъем патриотического движения народных масс и рост национального самосознания происходит не всегда просто и быстро. Необходимо обратиться к хрестоматии, первоисточникам, вместе с учащимися обсудить призывы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей», «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надобно ополчение», «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».
На уроке «Движение декабристов» красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Как правило, на уроках, посвященных декабристам, учащиеся готовят заранее и выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др. Уроки, посвященные декабристам, всегда несут в себе интегративный окрас потому, что на уроках используются отрывки из поэмы Некрасов «Русские женщины», «Послание в Сибирь Пушкина. Но особое внимание следует уделить подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Прошло много лет с тех времен, но и сегодня продолжают сниматься фильмы, изучаться материалы и люди продолжают восхищаться великой любовью, преданностью, удивительной судьбой русских женщин. Тему декабристов поднимали поэты, художники, композиторы, художники.
Большую воспитательную нагрузку несут в себе уроки, посвященные теме: «Отечественная война 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Дениса Давыдова, Василисы Кожиной. Все темы войны 1812 года – отступление русской армии, назначение главнокомандующим Кутузова, оставление и пожар Москвы, Бородинская битва – очень насыщенны, богаты примерами самопожертвования, любви к Отечеству, желанием пожертвовать всем ради победы над французами и освобождением России. Конечно при изучении тем войны 1812 года, ни один преподаватель, даже самый неопытный, не обойдется без иллюстраций, примеров, фильмов, знаменитого: «Скажи-ка, дядя!».
Невозможно перечислить все темы Отечественной истории, которые формируют духовность человека, воспитывают гражданские и патриотические качества личности. Безусловно, что в этом направлении играет огромную роль личность педагога. Его желание преподнести свой предмет.
Важным моментом в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения является внеурочная и научно-исследовательская деятельность по предмету. Научно-исследовательской деятельностью занимаюсь давно. Лет пятнадцать назад я начала с учащимися заниматься культурой, этнографией, бытом и традициями коренных народов Севера. Сейчас тематика исследовательских работ несколько изменилась, но по-прежнему темы, которые мы освещаем с учащимися, так или иначе связаны с родным краем, историческим краеведением. Работы «Тобольск – культурный, исторический и духовный центр Западной Сибири», «Последняя ссылка русского императора и его семьи», «Вектор не меняет направление!», «У каждого храма своя жизнь», «Город, не убивший последнего русского царя», «Губкинский храм муз», «Забытый гений земли Тобольской», написаны последние 2-3 года. Все эти работы, на мой взгляд, формируют у учащихся интерес, любовь к Родине, воспитывают гордость за свою Родину, ее великое прошлое, делают человека гражданином и патриотом. Практически все названные работы занимают на городских и окружных конкурсах призовые места. Помимо этого, в ходе сбора материала по написанию научно-исследовательской работы, собирается, анализируется и синтезируется исторический материал, который в дальнейшем становится достоянием учащихся, используется, как дополнительный исторический материал к рокам, играм, внеклассным мероприятиям. Также, считаю, что и сама научно-исследовательская работа помогает учащимся приобрести навыки самостоятельности элементы научной организации труда, которые пригодятся в будущей жизни.
Третий год я занимаюсь кружком «Календарь знаменательных дат». Кружок позволяет создавать условия для удовлетворения потребности в развитии познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. На занятиях кружка учащиеся информируются о различных знаменательных событиях и датах нашей отечественной и мировой истории. Ежемесячно обновляется на стенде информация, рассказывающая о крупнейших событиях отечественной и мировой истории.
Безусловно, что в воспитании гражданско-патриотических качеств личности огромную роль играют уроки обществознания. В условиях стремительного информационного роста главной целью образования становятся: научить принципам самообразования, пробудить в подростке внутреннюю потребность к образованности, получению образования, способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике. Вопросы социализации учащихся ставят задачу развития творческого начала личности учащегося, способного адаптироваться в быстро меняющихся экономических и общественных отношениях.
В последние годы я заметила такую особенность. К большому сожалению, но родители, семья, окружение передают детям свое разочарование в политическом курсе страны как в 90-е годы 20 века, так и в начале 21 века. Зачастую учащиеся 15-16 лет имеют уже свой негативный социальный опыт. В таких случаях пытаюсь максимально использовать предметы обществоведческого цикла для того, чтобы помочь своим учащимся преодолеть правовые и политические стереотипы. Уроки обществознания использую для воспитания определенного доверия к власти, пробуждения активной гражданской позиции и активности, уверенности в действенности демократии. Развиваю интерес к проблемам современной России.
На уроках, изучающих саму жизнь, я часто говорю с учащимися о терпимости и толерантности, объясняю, насколько важно в современной ситуации быть сдержанными, терпимыми, особенно в вопросах веры, отношения наций и власти. Для этого я, как преподаватель использую целый арсенал форм и методических приемов. Я пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся понимали, почему так важно быть законопослушными, зачем следует платить налоги, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятникам истории и культуры, зачем нужно учиться и получать образование. На уроках обществознания мы говорим о семье, роли семьи в воспитании нового поколения и в обществе в целом.
Год 2012 был объявлен годом российской истории. Я считаю, что это было сделано своевременно и очень важно. Сделано это в целях привлечения внимания общества к Российской истории и роли России в мировом историческом процессе. На 2012 год выпало целый ряд важных исторических событий и юбилеев: 1150-летие Российской государственности, 400-летие окончания Смуты на Руси, 200-летие Бородинской битвы и победы России над Наполеоном, 150 лет со дня рождения величайшего Российского реформатора П.А.Столыпина. Проведен ряд интересных, увлекательных мероприятий, по содержанию, воспитательному воздействию: часы общения-игры «Откуда русская земля пошла есть...», «Православная книга и ее роль в жизни человека», организованы конкурсы рефератов, эссе, мини-сочинений «Страницы Великой Отечественной войны», «П.А.Столыпин – великий русский патриот». В год истории я организовала ряд встреч с интересными людьми – отцом Николаем, иереем Губкинского Свято-Никольского храма, воинами-афганцами, казаками Пуровского хуторского казачьего общества. Учащиеся имели возможность знакомиться с интересными историческими событиями и датами, которые ежемесячно располагались на информационном стенде. История – это особый предмет. На протяжении трех десятков лет я воспитываю у учащихся к нему особое отношение.
2013 год – год 400-летия Дома Романовых. Дома, с которым связаны величайшие события Российской истории. Эта дата – большой повод для деятельности преподавателя истории в плане гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
История родного отечества... Что может быть важнее и нужнее любому человеку, гражданину, патриоту своей отчизны. Знание истории своей Родины необходимо, важно и обязательно, ведь без знания истории своей Родины нельзя быть поистине грамотным и образованным человеком.
На современном этапе развития российского общества возрождение гражданственности и патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.
Субъектом патриотизма выступают личность, социальная группа, класс, нация, другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества. Как отмечает П.М. Якобсон: «Чувство патриотизма ... формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик.
Список использованной литературы