Сборник научных статей №1

Роль самостоятельной работы при изучении английского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста Технология комплексной экспертизы качества контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Моделирование проектной деятельности как средство повышения эффективности решения производственных задач в процессе подготовки профессиональных кадров
Аутокомпетентность педагога - структурная составляющая модели повышения профессионально-педагогической квалификации Совершенствование системы обработки путевых листов в ООО "Муравленковская транспортная компания" Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания Модульно-блочная система обучения
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции Арт-терапия в групповой работе с обучающимися Система работы по развитию ассертивных качеств физически, психически и нравственно здоровой личности Студенческое самоуправление, его роль в организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования
Интегрированные уроки как средство повышения учебной мотивации Значение социального партнерства в реализации ФГОС СПО Создание образовательного портала в колледже Аспекты развития творческой активности самостоятельной работы студентов
Основные характеристики динамичности современного наукоёмкого производства нефтегазовой отрасли Аксиологическая составляющая обучения при организации самостоятельной работы студентов Особенности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов Тьюторское сопровождение как одна из форм обучения в системе высшего профессионального образования
Прототип лингвокультурного концепта "Свобода" Развитие научно-технического творчества молодежи как средство подготовки высококлассных специалистов в колледже Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества профессионального образования Инновационные технологии в реализации проекта «Электронный колледж»

Блогеры

Инна Овчинникова
"преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО "Ноябрьс..."
Ирина Дралюк
"преподаватель дисциплин гуманитарного профиля, к.п..."
Наталья Олифиренко
"преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноя..."
Елена Ярвилянина
"зав. отделением «По подготовке рабочих и служащих»..."
Ольга Полетаева
"к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, ф..."
Лидия Наумова
"преподаватель истории и обществознания, филиал ГБО..."
Ирина Маркина
"преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравл..."
Адэль Ибрагимова
"педагог-психолог, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленко..."
Ольга Кучина
"заведующая отделом воспитательной работы, филиал Г..."
Лидия Ковб
"методист,филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский мно..."
Алёна Туголукова
"преподаватель, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Козлов
1 post(s)
"д.п.н., профессор, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Семенова
1 post(s)
"старший преподаватель кафедры ОГиСЭД, Ноябрьский г..."
Соловьева
1 post(s)
"кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафед..."
Лариса Мезенцева
"к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Лилия Пашковская
"и.о. зам.директора по учебно-методической работе, ..."
Оксана Кириллова
"кандидат филологический наук, старший преподавател..."
Алексей Шелякин
"Алексей Шелякин не оставил информации о себе"
Галина Шарова
"Галина Шарова не оставил информации о себе"
Виталий Яровенко
"заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по пр..."

Популярные статьи

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Гу
Rate this blog entry
с 28 февраля по 4 марта 2007 г. в составе российской делегации от Ямала мне посчастливилось побывать на семинаре „Система подготовки кадров и перспект
Rate this blog entry
Шелякин А.С., директор фил. ТюмГНГУ в г.Муравленко, канд. техн. наук, доцент кафедры ЭОМ Института транспорта   Жизнь современного общества немысл
Rate this blog entry
Овчинникова И.В., преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО "Ноябрьский колледжпрофессиональных и информационных технологий" ЯНАО   В соответствии
Rate this blog entry
  Пашковская Л.А., старший методист, канд. пед. наук ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, e-mail: PLA75
Rate this blog entry
Маркина Ирина Викторовна, преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО  
Rate this blog entry
0 голосов
   Яровенко В.А., заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н., vitalij.yarovenko@gmail.com   В статье предс
Rate this blog entry

Комментарии к блогам

No comments yet.

Блоги

Блоги сайта на разные темы. Создавайте, комментируйте, критикуйте.

Модульно-блочная система обучения

Автор Ирина Маркина
Ирина Маркина
преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинс...
Пользователь не на сайте
Пятница, 17 Январь 2014 в Сборник научных статей №1

Маркина Ирина Викторовна, преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО

 

Изменчивость рынка труда создает новую ситуацию в профессиональном образовании. Исследователи отмечают, что в настоящее время задача учебных заведений заключается не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию на всю жизнь, но и в том, чтобы сформировать предпосылки к возможному освоению новых технологий, техники, к повышению квалификации и освоению новых профессий.

 

Современные процессы модернизации системы профессионального образования связанны с инновационным характером изменения содержания образования, образа деятельности, в результате меняются требования к уровню профессиональных и общих компетенций специалистов. В филиале Муравленковского многопрофильного колледжа в г.Губкинском идет подготовка специалистов по профессиям «Автомеханик», «Мастер по обработке цифровой информации».


В методике преподавания физики есть много рычагов, с помощью которых можно оптимизировать учебный процесс в профессиональных училищах, физика располагает богатым арсеналом средств привития интереса обучающихся к предмету, что обеспечивает развитие их мотивационной сферы, эмоционально-целостного отношения к окружающему миру и к себе, способствует повышению качества знаний. Изучение физики способствует освоению основ будущей профессии, развивает мышление, позволяет понять закономерности окружающего мира. Проблемы, с которыми сталкиваемся при работе с первокурсниками:

      • различная степень адаптации к новым условиям;
      • различный уровень подготовки;
      • низкий уровень самостоятельной деятельности;
      • проблемы в проведении различных исследований, и обработка их данных;
      • анализ проблемных ситуаций по учебной, профессиональной или исследовательской теме.

 

Для преодоления этих проблем я использую модульно-блочное обучение, способствующие формированию специалиста, способного к самореализации, к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности, к решению жизненных и профессиональных проблем.


Модульно-блочное обучение – одна из педагогических технологий, которая, по сути является личностно-ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы обучающихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании обучающимися знаний в процессе работы с учебной, научно- популярной и справочной литературой в результате обучения. Модульная технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью обучающегося с широкими возможностями для самоуправления. Меняется роль преподавателя, он является тьютером. Модуль способствует развитию у обучающегося интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью. Использование на уроках физики модульно-блочной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого обучающегося, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью. На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности обучающихся.


Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности обучающегося на каждом этапе обучения. При планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал. После этого необходимо структурировать учебное содержание соответственно целям на определенные модули. На основе этих модулей формулируется комплексная дидактическая цель. Из нее выделяю интегрирующие дидактические цели для каждого модуля. Модуль состоит из отдельных учебных элементов, каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель. Так формирую темы-модули «Основные понятия и законы физики», «Строение атома», «Законы Ньютона» и др. Модули при подготовке специалистов разных профилей имеют различия, связанные с особенностями профессиональной деятельности.


Научить обучающихся в профессиональных училищах всему, что им понадобится в жизни, нельзя, но можно научить их самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Известно, что знания постоянно должны пополняться. На уроке важно не только и не столько «передать» их, сколько сформировать у обучающихся умение и потребность учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь - из учебника, итогом которого является исследовательская работа. Эти работы обучающиеся защищают на муниципальных, а также на окружных научно-практических конференциях. В начале модуля дан перечень основной и дополнительной литературы, которую обучающиеся могут использовать для самостоятельной работы и усвоения данного раздела курса. В качестве результатов указывается перечень умений, составляющих компетенции, которые предъявляются к оцениванию. Результаты устанавливают, что обучаемый будет уметь делать по завершению обучения, каким стандартам будет соответствовать его деятельность или в каких условиях он сможет применить умения.


Критерии оценки результата. На каждый блок разрабатывается оценочный лист, который включает в себя определенное количество модулей. Так блок «Механика» включает в себя 15 модулей, из них 9 –теоретических , 6 –лабораторных. Сочетание теоретических знаний, лабораторных занятий, в одном модуле акцентирует внимание обучающихся по изучаемой проблеме, что позволяет подавляющему числу обучаемых получить достаточно прочные знания. Каждый учебный элемент модуля – это шаг к достижению интегрирующей цели, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Я использую обычно пять учебных элементов:
УЭ-0- определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;
УЭ-1-включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;
УЭ-2-изучение нового материала;
УЭ-3- обобщение изученного материала;
УЭ-4 –закрепление изученного материала, контроль;
УЭ-5-тренинговые задания.

 

Домашнее задание выдается дифференцированно в зависимости от успешности работы обучающегося. Следует обратить внимание на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы обучающихся, которые должны предполагать различные виды деятельности: ответы на вопросы (устно и письменно); заполнение таблиц; тестовые задания; работа с опорным конспектом; работа с учебными пособиями; задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Обучающиеся могут выбрать их по своему усмотрению и желанию. Смена видов деятельности, а также выполнение обучающимися заданий различного уровня сложности делают занятие более интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют максимально реализовать себя. Наиболее оптимальными методами обучения в реализации модульно-блочной педагогической технологии являются: лекции, самостоятельная работа с источниками информации, эвристические контрольные работы, творческие конкурсы, выполнение и защита проектов. На итоговых занятиях я предлагаю обучающимся объединиться в группы, где должны работать несколько слабых и средних обучающихся и обязательно хотя бы один сильный. Таким образом, в процессе работы сильный обучающийся помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания. Оценка блока в процедуре итогового контроля проводиться по 100 бальной шкале (результат 50-60 баллов-«3» ,61-80 баллов-«4»,81и более-«5»).


Оценка модуля проводится по 10 бальной системе (результат 5 баллов-«3», 8 баллов-«4», более 8 баллов-«5»), если результат не устраивает обучающегося, то он может «добрать» недостающий балл, за счет тренинговых заданий.


В результате использования модульно-блочной технологии активизировалась самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, повысилась успеваемость до 100% , а качество до 60%, увеличился объем работы, улучшилась организация труда, увеличилась накопляемость оценок. При использовании модульно-блочной технологии все участники педагогического процесса овладевают навыками самоанализа, самоконтроля, самооценки, саморегулирования.


Возможности модульно-блочной технологии велики, так как раскрывают новые возможности для преподавателя и обучающегося. Благодаря этой технологии центральное место в системе «преподаватель-обучающийся» занимает обучающийся, который выполняет задания в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого обучающегося исключает нарушения дисциплины. Модульно-блочная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала обучающимся и быстро выявить пробелы в знаниях. Таким образом, модульно-блочная технология обучения обеспечивает:

      • качественное усвоение материала, на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения обучающегося;
      • способствует сочетанию индивидуальной и групповой форм учебной деятельности;
      • быстрой адаптации обучающихся.

 

Литература:

  1. Никандров Д. Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации/Под.ред. М.В.Рыжакова – М., СпортАкадемПресс, 2009.
  2. Базарнова Н.Г., Маркин В.И., Галочкин А.И. Модульно-рейтинговая технология обучения по курсу органическая химия.- М., 2009.
  3. Смирнова С.А. Педагогика. – М., 2010.
Рейтинг
0 голосов
преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, сначала войдите, пожалуйста