
Козлов А.В.- д.п.н., профессор, Тамер О.С.- д.п.н., профессор, Калукова О.М.- к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске
Постиндустриальная стадия развития общества характеризуется возникновением и динамичным развитием новых производств, основанных на последних достижениях научно-технического прогресса, что приводит к существенному усложнению профессиональной деятельности специалистов технического профиля. Для современного наукоёмкого производства нефтегазовой отрасли всё в большей степени требуются специалисты, имеющие целостное представление об объектах профессиональной деятельности, готовые к выполнению комплексных научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ и обеспечению функционирования сложных технических систем.
Объективно существующая динамичность системы профессиональной подготовки специалистов нефтегазовой отрасли имеет ряд характерных признаков, среди которых можно выделить:
-
- бурное появление новых отраслей знания, новых научных дисциплин, которые возникают на стыках существующих наук;
- дифференциация наук сочетается со все более усиливающимся процессом их глубокой интеграции, синтезом научных знаний, комплексным подходом, взаимопроникновением методов исследований из одной области в другую;
- ускорение темпов развития науки, лавинообразное нарастание потока научно-технической информации, получившее название информационного взрыва, и связанное с ним быстрое старение большого количества информации;
- ускорение практического применения научных открытий; сращивание науки, техники и материального производства;
- развитие новых технологических основ производства, ведущих к созданию высокоэффективного технологического промышленного базиса и связанного с ним ускорения процесса морального износа и старения техники и технологических приемов.
На современном этапе характеристика динамики системы профессиональной подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли существенно дополнена в свете последних тенденций научно-технической революции, среди которых отмечается:
-
- непрерывное совершенствование технической базы производства, и в первую очередь повсеместная автоматизация технологических процессов;
- комплексность новых технологий, а также возрастающая абстракция непрерывных производственных процессов, требующих повышения роли связи теоретических знаний с практическими навыками; сложность новой техники, наличие стандартизированных элементов, уникальность оборудования;
- рост числа экстремальных ситуаций в условиях автоматизации техники, усложнения производственных связей;
- отход от жестких схем в содержании труда работников производства;
- рост влияния и распространения новых форм организации труда;
- повышение требований к экономической подготовке специалистов;
- ускорение темпов обновления продукции.
Таким образом, необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли вызвана, прежде всего объективными тенденциями ускорения научно-технического прогресса, происходящего в ТЭК, когда требуются принципиально новые технические и технологические подходы, которые могут разработать специалисты, способные интегрировать идеи из различных областей науки, оперировать междисциплинарными категориями, комплексно воспринимать инновационный процесс.
Всё это диктует необходимость подготовки кадров, способных обеспечить инновационные преобразования в технике, технологии и организации производства, многократный рост производительности труда. Для того чтобы система профессиональной подготовки специалистов выполнила социальный заказ общества, она должна быть так же динамична, как наука, техника , производство и социальные условия самого общества. Кроме того, данная система должна решать стоящие перед ней задачи с определённым опережением по отношению к темпам развития техники и социально-экономическим условиям общества.
Так, например:
-
- увеличение объёма научно-технической информации приводит к росту и усложнению предметного мира специалиста. Динамизм научно-технического прогресса требует от современного специалиста нгефтегазового профиля мобильности, способности быстро, на высоком профессиональном уровне осваивать новые объекты, оперативно менять специализацию;
- интенсивное формирование новых направлений в науке, преобладание в познании окружающего мира системных методов требуют усиления фундаментализации профессиональной подготовки специалистов;
- автоматизация производства, внедрение гибких технологий, позволяющих быстро и эффективно перестраивать производство на изготовление новой продукции, требует от специалиста системного мышления, которое заключается в более широком комплексном восприятии явлений, когда каждое явление рассматривается как часть более сложной системы со всеми вытекающими отсюда закономерностями.
Литература:
- Баляева С.А. Единство фундаментализации знаний как принцип построения общетеоретической дисциплины в вузе (на материале теоретической механики): Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1985. – 17 с.
- Батурина Г.И. Пути интеграции научно-педагогических знаний // Интеграционные процессы научно-педагогической науки и практики коммунистического воспитания: Сб. научн. тр. - М., 1983. - С. 4-21.
- Батышев С.Л. Основные направления научных исследований по профессионально-технической педагогики // Сов. Педагогика. – 1984.- №11. - С. 77.
- http://www.cntd.ru/