Блоги сайта на разные темы. Создавайте, комментируйте, критикуйте.
Кучина Ольга Васильевна, заведующая отделом воспитательной работы, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО
Одной из важнейших задач современного российского образования является воспитание физически, психически и нравственно здорового подрастающего поколения. Тема представляемого проекта предельно актуальна.
Это вызвано тем, что алкоголизм в России принял беспрецедентные масштабы. Это явление «молодеет» с каждым годом. Россия – одна из самых курящих стран в мире, а по вовлеченности в наркоманию уже догоняет самые неблагополучные, с точки зрения наркотизма, страны Запада. Проблема усугубляется риском заражения различными инфекциями, включая СПИД. Как мы сможем ей противостоять? Что мы можем ей противопоставить?
Хочется пробудить вдумчивое внимание к данной проблеме, надеясь на творческий диалог с каждым, кто готов искать и пробовать что-то новое. Поэтому предлагаю проект «Система работы по развитию ассертивных качеств физически, психически и нравственно здоровой личности».
Ассертивное поведение позволяет спокойно, без агрессии противодействовать манипуляторам, учитывая потребности других, оставаясь при этом на высоте положения, готовит к тому, что в результате подобного противодействия мы можем потерять определённую выгоду, но сохраним самое ценное для развития личности - самодостаточность. Уверенный, психологически независимый человек способен делиться с другими уже потому, что он сам несёт ответственность за успешность своей собственной жизни.
Ориентировочными признаками успешно осуществляемой социализации личности ребёнка является устойчивое, устремлённое развитие духовно-творческих способностей, потребностей, интересов; непрерывное расширение его культурного кругозора, обогащение сферы его межличностного и внутригруппового взаимодействия. Успешная социализация – это социализация, осуществляемая в границах социальной и возрастной нормы.
С точки зрения психологии личности, социализацию можно рассматривать как перевод системы внешней регуляции поведения подростков во внутренний план, преобразование внешних норм поведения в систему внутренней регуляции, точнее говоря, саморегуляции, устойчивого отношения в разных сферах жизнедеятельности.
Перед коллективом профессионального училища поставлена цель: разработать и реализовать специально организованную деятельность (систему) по развитию ассертивных качеств физически, психически и нравственно здоровой личности, создав внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия.
В проект внесены мероприятия, которые носят личностный, системный деятельный характер. Системность по профилактике вредных привычек заключается в деятельности Училища как единой системы, состоящей из множества элементов, находящихся в связях друг с другом и образующих определенную целостность.
Деятельность по профилактике вредных привычек представляет многоплановый процесс, позволяющую шаг за шагом, поэтапно достичь требуемого конечного результата по овладению учащимися способов отказа от вредных привычек и умения вести здоровый образ жизни. Деятельностный характер предполагает не пассивное прослушивание учащимися лекций и бесед, а активную деятельность самого учащегося. Деятельностный подход указывает на возможный путь саморазвития личности, способствует развитию активности и самостоятельности в преодолении вредных привычек и приобщению к здоровому образу жизни. Личностный подход ставит личность учащегося в центр работы по профилактике вредных привычек и обеспечивает ей полноценное вхождение в общество. Личностный подход позволяет посредством опоры на систему профилактики вредных привычек обеспечивать самовыражение учащегося, развития ассертивных качеств, его как физически, психически и нравственно здоровой личности. Работу педколлектива Училища по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов направляет и координирует Совет здоровья.
Первое направление – «В здоровом теле – здоровый дух». К нему относятся: вакцинация, витаминизация, медицинские осмотры, занятия физкультурой, физкультминутки на уроках и во время производственного обучения в мастерских. Остановлюсь подробнее на второй позиции – профилактической работе, девиз которой «Я выбираю жизнь». Оно включает профилактическое информирование учащихся, просвещение родителей и работу с педагогами и другие.
Первая линия - профилактическое информирование учащихся, формы которого разнообразные. Лекторий для родителей – постоянно действующий, рассчитан на 3 года, что соответствует срокам обучения учащихся в Училище. Не менее важной является работа с педагогами, тем более, что большинство из них имеют техническое, а не педагогическое образование. Для педагогов действует постоянный цикл лекций, темы которых ежегодно обновляются. Основным блоком проекта является работа с учащимися, для этого в училище создаются условия для занятий наиболее интересной деятельностью для учащихся. Поэтому третье направление - спортивно-массовая работа под девизом «Движение – жизнь».
Срок реализации проекта – постоянно с цикличностью в 3 года, что соответствует сроку обучения учащихся в училище. Каковы ожидаемые результаты по реализации проекта? Они разные: для учащихся, родителей, педагогов и в целом по реализации проекта.
Для учащихся ожидаемые результаты следующие: выраженные личностные установки; потребность в общении, поддержке и одобрении; наличие знаний о последствиях употребления вредных привычек; владение приемами отказа от вредных привычек; высокий уровень готовности к преодолению трудностей; адекватная самооценка; умение отвечать за свои поступки.
Для родителей ожидаемые результаты иные: выраженные личностные установки; потребность в общении, в психолого-педагогической поддержке; наличие знаний о последствиях употребления вредных привычек; владение приемами оказания помощи своему ребёнку по отказу от вредных привычек; адекватная оценка поступков своего ребёнка.
Другими являются ожидаемые результаты для педагогов: выраженные личностные и профессиональные установки: потребность в профессиональном общении, поддержке и одобрении; достаточный уровень готовности к работе с трудностями; гибкость в решении педагогических ситуаций; наличие знаний, умений и навыков в области профилактической деятельности; способность принятия оптимального решения в экстремальной ситуации; адекватная оценка поведения подростков.
По реализации проекта в целом планируемые или ожидаемые результаты исходят из поставленных задач: