Сборник научных статей №1

Роль самостоятельной работы при изучении английского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста Технология комплексной экспертизы качества контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Моделирование проектной деятельности как средство повышения эффективности решения производственных задач в процессе подготовки профессиональных кадров
Аутокомпетентность педагога - структурная составляющая модели повышения профессионально-педагогической квалификации Совершенствование системы обработки путевых листов в ООО "Муравленковская транспортная компания" Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания Модульно-блочная система обучения
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции Арт-терапия в групповой работе с обучающимися Система работы по развитию ассертивных качеств физически, психически и нравственно здоровой личности Студенческое самоуправление, его роль в организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования
Интегрированные уроки как средство повышения учебной мотивации Значение социального партнерства в реализации ФГОС СПО Создание образовательного портала в колледже Аспекты развития творческой активности самостоятельной работы студентов
Основные характеристики динамичности современного наукоёмкого производства нефтегазовой отрасли Аксиологическая составляющая обучения при организации самостоятельной работы студентов Особенности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов Тьюторское сопровождение как одна из форм обучения в системе высшего профессионального образования
Прототип лингвокультурного концепта "Свобода" Развитие научно-технического творчества молодежи как средство подготовки высококлассных специалистов в колледже Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества профессионального образования Инновационные технологии в реализации проекта «Электронный колледж»

Блогеры

Ирина Дралюк
"преподаватель дисциплин гуманитарного профиля, к.п..."
Наталья Олифиренко
"преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноя..."
Елена Ярвилянина
"зав. отделением «По подготовке рабочих и служащих»..."
Ольга Полетаева
"к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, ф..."
Лидия Наумова
"преподаватель истории и обществознания, филиал ГБО..."
Ирина Маркина
"преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравл..."
Адэль Ибрагимова
"педагог-психолог, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленко..."
Ольга Кучина
"заведующая отделом воспитательной работы, филиал Г..."
Лидия Ковб
"методист,филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский мно..."
Алёна Туголукова
"преподаватель, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Козлов
1 post(s)
"д.п.н., профессор, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Семенова
1 post(s)
"старший преподаватель кафедры ОГиСЭД, Ноябрьский г..."
Соловьева
1 post(s)
"кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафед..."
Лариса Мезенцева
"к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Лилия Пашковская
"и.о. зам.директора по учебно-методической работе, ..."
Оксана Кириллова
"кандидат филологический наук, старший преподавател..."
Алексей Шелякин
"Алексей Шелякин не оставил информации о себе"
Галина Шарова
"Галина Шарова не оставил информации о себе"
Виталий Яровенко
"заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по пр..."

Популярные статьи

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Гу
Rate this blog entry
с 28 февраля по 4 марта 2007 г. в составе российской делегации от Ямала мне посчастливилось побывать на семинаре „Система подготовки кадров и перспект
Rate this blog entry
Шелякин А.С., директор фил. ТюмГНГУ в г.Муравленко, канд. техн. наук, доцент кафедры ЭОМ Института транспорта   Жизнь современного общества немысл
Rate this blog entry
Овчинникова И.В., преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО "Ноябрьский колледжпрофессиональных и информационных технологий" ЯНАО   В соответствии
Rate this blog entry
  Пашковская Л.А., старший методист, канд. пед. наук ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, e-mail: PLA75
Rate this blog entry
Маркина Ирина Викторовна, преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО  
Rate this blog entry
0 голосов
   Яровенко В.А., заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н., vitalij.yarovenko@gmail.com   В статье предс
Rate this blog entry

Комментарии к блогам

No comments yet.

Блоги

Блоги сайта на разные темы. Создавайте, комментируйте, критикуйте.

Технология комплексной экспертизы качества контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю

Автор Наталья Олифиренко
Наталья Олифиренко
преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий...
Пользователь не на сайте
Пятница, 17 Январь 2014 в Сборник научных статей №1

Олифиренко Н.А, преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО

 

В статье представлены алгоритмы разработки контрольно-оценочных средств и комплексной экспертизы качества КОС по профессиональному модулю ПМ.02. Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовой подготовки).

 

Современное социально-экономическое и политическое развитие России формирует новые требования к качеству подготовки специалистов. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы и Окружной комплексной программы «Развитие профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы» основной целью профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования».


Внешними факторами, обуславливающими необходимость введения ФГОС, явились рекомендации Болонского процесса и участие России в построении единого общеевропейского образовательного пространства. С другой стороны, у России есть и свои внутренние интересы, которые заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники. Другими словами внедрение ФГОС СПО определяет необходимость переосмысления ключевых подходов к обучению и профессиональной подготовке специалистов в динамично изменяющихся рыночных условиях.


Как следствие преобразований в системе профессионального образования, возникла проблема формирования принципиально новых подходов к контролю учебных достижений обучающихся. Особая роль отводится контрольно-измерительным процедурам, соответствующим требованиям ФГОС, разработке оценочных диагностических средств для комплексной проверки сформированности профессиональных и общих компетенций. Причем, освоение профессиональных модулей будет оцениваться не преподавателем, а экспертной независимой комиссией, что лишает студента всякой возможности получить оценку, не освоив модуль. Это в корне меняет мотивацию студента к обучению.


Качество комплекта КОС может быть обеспечено, если:

      • качество заданий соответствует требованиям ФГОС по специальности и качеству содержательных, функциональных и структурно-логических характеристик материалов;
      • технология экспертизы качества КОС будет разработана на основе модели оценки тестовых материалов и заданий и при участии работодателей и социальных партнеров.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дается определение: «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».


Качество среднего профессионального образования состоит, с одной стороны, из отдельных элементов, а с другой – является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач. Зачастую оценки качества среднего профессионального образования рассматриваются весьма упрощенно. Разговор идет, в основном, лишь об оценке индивидуальных достижений обучающихся и о процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.


Необходима новая методика оценки качества профессионального образования. Оценка качества среднего профессионального образования должна осуществляться с использованием аналитического аппарата оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся и выпускников на основе учета индивидуальных образовательных достижений, полученных в рамках освоения ОПОП СПО и результатов защиты выпускной квалификационной работы.


Одной из важнейших задач преподавателей СПО сегодня является освоение и реализация эффективных технологий обучения и воспитания, создание нового поколения комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, отвечающего требованиям стандарта нового поколения.

 

Алгоритм разработки контрольно-оценочных средств профессионального модуля.
1. Разработку содержания контрольно-оценочных средств по ПМ целесообразно начинать с анализа и, в случае необходимости, корректировки и уточнения показателей оценки результата.
В процессе анализа особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей. Показателем оценки может быть и обоснование обучающимся своих действий. С учетом этих рекомендаций, формулировки показателя оценки результата могут приобрести вид, представленный в таблице 1. Перечень показателей целесообразно составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности.
2. Определить показатели для оценки общих умений с учетом специфики содержания ПМ и времени его изучения.
3. После уточнения показателей разрабатываются типовые задания для экзамена (квалификационного) по ПМ. Целесообразно привлекать к разработке контрольно-оценочных средств работодателей.

Таблица 1

Профессиональные компетенции

Показатели оценки результата

ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.

Соблюдение технологической последовательностипри организации и выполнении работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники

Выполнение требований правил техники безопасности при эксплуатации, обслуживании и ремонте бытовой техники

Обоснованность применяемых инструментов при эксплуатации, обслуживании и ремонте бытовой техники

Рациональность распределения времени на выполнение работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники

 

4. Разработка типовых заданий для поэтапной проверки теоретического курса ПМ и результатов прохождения практики.
5. Разработанные материалы оформляются в соответствии с макетом.


Одним из основных объектов контрольно-оценочной деятельности, с позиций измерения результата образовательного процесса, являются учебные достижения как фундаментальная основа формирования профессиональных компетенций обучающихся.


В отечественной педагогике считается признанным тот факт, что эффективное управление качеством образования немыслимо без объективной и оперативной информации об учебных достижениях обучающихся. В связи с этим возникает необходимость применения качественных материалов, которые позволяют достоверно оценивать учебные достижения обучающихся. Экспертиза качества тестовых материалов и заданий является обязательным этапом процедуры разработки КОС.


С позиций системного и квалиметрического подходов экспертиза качества материалов представляет собой целостную сферу деятельности, включающую процедуры анализа, измерения и собственно оценки качества объектов. В основе технологии экспертизы выделяются оценочные акты, функциональная схема которых может быть представлена следующим образом: субъекты экспертизы, используя необходимые средства и знания, производят процедуры оценивания над объектом в целом или над его отдельными свойствами с определенной целью и получают в итоге некоторый результат (собственно оценку).


Под комплексной экспертизой качества материалов КОСа понимается процесс системного исследования совокупности внутренних и внешних свойств материалов КОСа методами и приемами комплексного оценивания с целью определения интегрального показателя их качества.


Методологическим основанием оценки качества материалов КОСа является рассмотрение экспертизы как технологии, представляющей собой системную совокупность приёмов и способов планирования, организации и проведения экспертно-аналитических мероприятий, получения и обработки информации о качестве заданий. Технология комплексной экспертизы должна отвечать следующим признакам: наличие методологической основы, системность − логика процесса оценивания и взаимосвязь его частей, наличие критериальной базы оценивания качества тестовых материалов, алгоритмизация последовательности действий и операций в процедурах оценивания, взаимосвязанная деятельность субъектов оценивания качества тестовых материалов, воспроизводимость − возможность воспроизведения технологии и повторения результатов оценивания, эффективность – оптимальность соотношения затрат и результатов применения технологии, адаптивность – возможность адаптации технологии при изменении внешних и внутренних условий с гарантией повторения результатов оценивания.


Структура технологии комплексной оценки качества материалов КОС включает в себя следующие элементы:

  1. Концептуальную основу: в качестве методологической основы комплексной экспертизы качества тестовых материалов и заданий выступают концептуальные положения теории педагогических измерений и тестовой квалиметрии.
  2. Содержательную базу: перечень целей и задач комплексной экспертизы качества тестовых материалов, критериальную базу оценивания качества тестовых материалов (система критериев и показателей оценки качества), нормативное правовое и инструктивное обеспечение оценочных процедур.
  3. Технологический процесс, включающий: регламентированную последовательность действий и операций по оценке качества тестовых материалов, методики целенаправленного структурирования, анализа и представления результатов оценки качества тестовых материалов, конструирование комплекса средств и методов оценки качества тестовых материалов, комплексную методику, включающую системное соединение способов организации деятельности субъектов оценивания, ресурсов для достижения целей комплексной экспертизы качества тестовых материалов.


Таким образом, технология комплексной экспертизы качества тестовых материалов функционирует в качестве: методологии, исследующей наиболее рациональные пути получения достоверной информации о качестве тестов, системы способов, принципов и регулятивов, применяемых при экспертизе качества тестовых материалов, системной совокупности технологических процессов комплексной экспертизы качества тестовых материалов.


Выделяются три основные подсистемы комплексной экспертизы качества тестовых материалов: предварительная экспертиза, техническая экспертиза, содержательная экспертиза.


Предварительная экспертиза проводится с целью проверки материалов КОС на соответствие требованиям макета. Комплект КОС по ПМ рассматривается на заседании методической кафедры. Комплект КОС по профессиональному модулю рекомендуются к утверждению на экспертном совете колледжа и оформляется протоколом заседания МК.


Техническая экспертиза проводится независимым экспертом учебного заведения, имеющим сертификат на проведение данной процедуры оценивания, и позволяет провести проверку тестовых материалов и заданий на соответствие формальным требованиям по следующим критериям: структурная полнота, краткость формулировки, понятность формулировки, технологичность и эргономичность, дифференцируемость, нормативность, целенаправленность и параллельность вариантов (в случае применения нескольких вариантов тестов). Итоги экспертизы оформляются документом - экспертным заключением, в котором итоговое заключение: «Комплект КОС ПМ может быть направлен на содержательную экспертизу».


На этапе содержательной экспертизы качества КОС проводится оценивание свойств, характеризующих их качество. Объектами оценивания в данном случае выступают содержательная и функциональная валидность, уровни подготовки и показатели оценки результата сформированности соответствующих ОК и ПК, содержание практики (виды работ) на соответствие требованиям к практическому опыту и умениям, объем времени для выполнения экзаменационного задания и т.д.


Итоги экспертизы оформляются экспертным заключением, подтверждающими факт согласования комплекта КОС, входящего в состав ОПОП, с представителями профессионального сообщества. Итоговое заключение работодателя звучит так: Комплект контрольно-оценочных средств профессионального модуля может быть рекомендован к утверждению и использованию в образовательном процессе при подготовке специалистов по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).


Таким образом, технология комплексной экспертизы качества материалов реализует комплексный подход и позволяет получить достоверные результаты за счет многокритериального иерархически взаимосвязанного оценивания качественных и количественных показателей качества материалов на разных этапах экспертизы. Вместе с тем необходимо совершенствование оценивания формируемых компетенций у обучающихся, создание автоматизированных информационных систем контроля качества обучения, а также выявление наиболее эффективных методов организации работы с социальными партнерами и работодателями при реализации ФГОС.

 

Список использованных источников:

  1. Беспалько, В.П. Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении. - М.: Педагогическое мастерство, 2009. - 116 с.
  2. Ибрагимов, Г.И. Качество подготовки специалистов среднего звена как педагогическая проблема. Профессиональное образование в России: методология и теория / Г.И. Ибрагимов // Г.В. Мухаметзянова и др.. М.: ВЛАДОС; Казань: ИПППО РАО, 2010. - С. 25 - 60.
  3. Чернышева Г. А. Модернизация среднего профессионального образования в контексте трансформации социально-профессиональной структуры российского общества: дисс. канд.социол.наук., Новочеркасск. 2011.-186 с.
Рейтинг
0 голосов
преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, сначала войдите, пожалуйста